Пол Рэнд «Дизайн: форма и хаос»

Пол Рэнд «Дизайн: форма и хаос»

Пол Рэнд «Дизайн: форма и хаос»

★★★☆☆
Пол Рэнд, дизайнер и арт-директор. Создал фирменные стили для IBM, Ford и NeXT (Next computers, основанная Стивом Джобсом после его ухода с должности в Apple).
Довольно легкая и короткая книга, которую можно прочитать на одном дыхании.

Что в книге:

  1. немного философии о дизайне;

  2. несколько подробных примеров создания логотипов;

  3. ненависть к компьютерам.


Зачем читать:

в общем-то, незачем. Лично в моей жизни и творчестве мало что поменялось после ее прочтения.

Было полезно посмотреть на подробное объяснение процесса создания логотипов для таких компаний как:

  • Next
 (next computers) — это компьютерная компания, которая была основана в 1985 году Стивом Джобсом после его ухода из Apple. В 1996 году компания была куплена Apple. И, кстати, большая часть нынешней Mac OS основана на операционной системе, созданной в NeXT computers.
  • the limited 
— американская компания занимающаяся продажей одежды, сейчас она уже закрыта.
  • IBM
 — один из крупнейших в мире производителей и поставщиков аппаратного и программного обеспечения, а также ИТ-сервисов и консалтинговых услуг. Википедия
  • ideo — международная дизайн и компания. Пол Рэнд сюда порекомендовал Стив Джобс. Рэнд сам предлагал компании заняться корпоративным стилем, но у них не хватало денег и в результате Пол Рэнд сделал для них только логотип. Но самое интересное, что один из вариантов логотипов был выполнен в цветах логотипа Google ещё за два года до его появления. В результате логотип был построен в форме блоков. А каждый работник компании мог выбрать расположение и цвета эти блоков по одному и множества вариантов в своей визитке. Подробнее об истории этого логотипа здесь

Но на мой взгляд, это далеко не те работы, с которых надо брать пример. Однако, объяснение процесса создания достойно внимания, особенно для начинающих дизайнеров.
Много внимания уделено теории создания логотипов: что такое логотип и какое значение он имеет для имиджа компании («В мире коммуникаций правит имидж, логотип — квинтэссенция имиджа»); какие вопросы следует задать прежде, чем разрабатывать логотип и т. д.

Вот какие значения и функции, по мнению автора, несёт логотип:

  • логотип — это флаг, подпись, герб, уличный указатель;
  • логотип не продает, он идентифицирует,
  • логотип довольно редко описывает что-то;
  • логотип основывается на качестве того, что он символизирует, но никак не наоборот;
  • логотип менее важен, чем продукт — то, что
    символизирует логотип, гораздо важнее того, как он выглядит;
  • предметом логотипа может быть практически все что угодно.

Мысли и цитаты из книги:

Все дело в двойственной природе дизайна. С одной стороны, дизайн — это созидание и эксперимент, а с другой — средство достижения экономических, политических и социальных целей.

Как и В.Папанек Пол Рэнд подчеркивает большую значимость дизайна нежели сугубо эстетическую.

Великий архитектор и теоретик Ле Корбюзье отмечал: «Быть современным — это не мода, это состояние. Необходимо понимать историю, а тот, кто понимает историю, знает, как увидеть преемственность между тем, что было, что есть и что будет».

В книге довольно много внимания уделено проблеме моды. И приведённая автором цитата Ле Корбюзье правдива. Но почему-то ничего не сказано про дух времени, соответствие современности.
Автор определяет 3 основных причины появления плохого дизайна:

  1. управленцы не знакомы с примерами хорошего дизайна или равнодушны к ним;
  2. маркетологи преследуют собственные интересы;
  3. у дизайнера недостаточно авторитета или компетенции.

Думаю, можно добавить:

  1. Сжатые сроки;
  2. Низкая оплата.

Хороший дизайн, напротив, не может основываться на ностальгии или моде, лишь внутреннее качество — единственная мера его ценности.

Логотип в первую очередь отвечает не на вопрос «Что?», а на вопрос «Кто?», и в этом его главное предназначение. Эффективность в выполнении этой функции зависит от четкости, заметности, воспроизводимости, запоминаемости, универсальности и долговечности.

«обязательными критериями хорошего логотипа являются ясность, четкость и запоминаемость.»

«Выбор шрифта часто становится игрой наудачу из разряда „приклей ослу хвост“

У автора явно негативное отношение к компьютерам. Очень похоже на поведение людей, которые боятся выйти из своей зоны комфорта и всячески ее защищают. Придумывая ей все новые выгоды. В книге Пол Рэнд все время обвиняет компьютеры в том, что они не дают дизайнерам творчески развиваться. Процесс механизации и автоматизации, по его мнению, разрушительно действует на креатив. При этом он как то не говорит о том, какие возможности в обучении и творчестве предоставляют эти компьютеры.

Кстати, созданное на компьютере по его мнению не может быть искусством.

Поделиться
Отправить
Запинить
Популярное